Яндекс.Метрика

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка

Практические рекомендации родителям 

гиперактивного ребенка

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
    • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
    • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
    • контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
    • не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
    • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
    • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
    • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
    • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
    • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
    • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
    • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  2. Изменение психологического микроклимата в семье:
    • уделяйте ребенку достаточно внимания;
    • проводите досуг всей семьей;
    • не допускайте ссор в присутствии ребенка.
  3. Организация режима дня и места для занятий:
    • установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
    • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
    • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
    • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
    • избегайте по возможности больших скоплений людей;
    • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
    • организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
  4. Специальная поведенческая программа:
    • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
    • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
    • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
    • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
    • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
    • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
    • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
    • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
    • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
    • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
    • не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
    • объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

 

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
  • прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
  • чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
  • холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;
  • внеочередное дежурство по кухне и т.д.

 

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

  • если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
  • если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
  • если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.
  • если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

поделиться в:

Интернет-ресурсы: